Реконструкция уретры у мужчин при ее протяженных стриктурах является сложной и окончательно не решенной проблемой современной урологии. Из многообразия методик,разработанных для создания несмыкающейся трубки, устойчивой к воздействию мочи, до последнего времени предпочтение отдавалось местным васкуляризированным лоскутам. Отсутствие идеального способа пластики уретры связано с многоо6разием и сложностью клинических проявлений, каждое из которых индивидуально. Протяженность стриктуры, длительность ее существования, локализация, состояние окружающих тканей, наличие инфекции все эти факторы оказывают обязательное влияние не только на выбор мeтода хирургического лечения, но и на его результаты.
Наиболее сложным для реконструкции на сегодня признан задний отдел уретры, так как использование местных васкуляризированных лоскутов для его пластики невозможно, а другие методы неэффективны или их эффект кратковременен. Мы считаем, что достаточно адекватным методом реконструкции заднего отдела уретры при ее протяженном повреждении может служить формирование неоуретры из свободного реваскуляризируемого микрохирургического аутотрансплантата и, в частности, из лучевого лоскута.
Мы применили свободный реваскуляризированный лучевой лоскут для пластики заднего отдела уретры при его протяженной стриктуре у 3 мужчин. Все пациенты перенесли травму, исходом которой явился полный поперечный разрыв заднего отдела уретры с последующим развитием стриктуры, протяженность которой достигала 4 см. Многократные традиционные хирургические вмешательства не дали результата, мочеиспускание обоих пациентов осуществлялось через цистостому.
Операция заключалась в формировании трубки из лучевого лоскута, который забирали по традиционной методике с передней поверхности предплечья; доступе к заднему отделу уретры через промежность; резекции измененного участка уретры; анастомозировании полученной из лоскута неоуретры с культей и дистальным фрагментом собственной уретры конец в конец и реваскуляризации лоскута путем анастомозирования лучевой артерии и коммитантной вены с поверхностными нижними эпигастральными артерией и веной.
Ближаиший послеолерационный период у всех пациентов протекал гладко. В разные сроки после уретропластики цистостомы были закрыты и мочеиспускание было восстановлено естественным путем. К сожалению, у 1 пациента через 8 мес. развился стеноз участка собственной уретры в ее проксимальной части, что связано с неадекватной интраоперационной оценкой протяженности поражения урезы. Два пациента осуществляют мочеиспускание самостоятельно, пассаж мочи по уретре адекватный, что подтверждено данными урографии. Сроки наблюдения за ними соответственно 1,5 года и 4 месяца.